г. Санкт-Петербург, г. Пушкин,
ул. Пушкинская, д. 14

Что такое онтоанализ?

Впервые проблема бытия сознания была осознана и поставлена в конце 19 в. Несмотря на кажущееся завоёванное и обжитое место с помощью Декарта, Канта, Спинозы, человек сам стал для себя проблемой, утратил свои корни. Простые идеи устройства мира и человеческого бытия как нечто очевидного, рационального перестали работать. Человек же может жить только в мире, который он понимает. Попыткой решения такой проблемы и стало обобщённо появление «неклассической философии», или философии сознания, которую и пытались решить мистики, поэты, художники, философы. Со стороны философов это были такие величайшие умы, как Э. Гуссерль, М. Хайдеггер, Ж. -П. Сартр, Э. Юнгер и другие. Возникло новое направление – психоанализ З. Фройда, который также пытался решить возникшую проблему бытия сознания. За З. Фройдом последовали и другие, в частности, Ж. Лакан, С. Жижек, К. – Г. Юнг, Ж. Делёз и Ф. Гваттари. Из советских и российских учёных-психологов, так или иначе касающихся этой темы, можно отметить Л. С. Выготского и его последователей, С. Л. Рубинштейна, А. Н. Леонтьева, Д. А. Леонтьева, Ф. Е. Василюка и других. Невозможно не отметить с гордостью и наших российских и советских, практически современников-философов, к трудам которых будет происходить постоянное обращение: В. В. Бибихина и М. К. Мамардашвили. Из наших современников можно выделить д-ра философии, психоаналитика, члена IPA О. С. Климкова, д-ра философии, психоаналитика Н. М. Савченкову, д-ра философии, коуча И. А. Бондаренко и автора данной заявки, имеющим прямое отношение к последним перечисленным лицам.

Онтоанализ – концепт аналитического взаимодействия, оказывающий максимальное содействие человеку в раскрытии его возможностей, достижении полноты, завершённости, целостности посредством взращивания «эквивалента» через обращение к себе и своим онтологическим основаниям в при-сутствии аналитика.

Метод онтоанализа антиномичен и тавтологичен: он, подобно психоанализу, не имеет методик, и в то же время их применяет тогда, когда они уже начинают применяться в аналитическом пространстве. Это предъявляет заведомо высокие требованию к обучению и знанию аналитиком основных известных терапевтических методик и техник.

Одновременно с этим, самое важное значение имеет личность самого аналитика и его человеческие (онтологические, не имеющие причины), качества: человечность, любовь, совесть, вера, доброта, и завершённые абстракции: естественный свет, Бог, вера, душа, бессмертие, ничто, как содержащие сами по себе истину реальности. Онтоанализ в практическом применении, по сути – бытийно-личностный эксперимент, рождающий тексты (в том числе текст как молчание) в аналитической ситуации. Онтоанализ использует свой понятийный аппарат.

Понятийный аппарат онтоанализа

Амехания —предельная этическая цель и существо человеческой жизни. Под амеханией понимается отключение механизмов успеха и достижения целей, которое, в свою очередь, совершается также не самим человеком. Амехания — одна из разновидностей полного и завершённого состояния, зрелости.

Время (как онтологическая характеристика) — интервал, в который осуществляется извлечение опыта. Такое время может сжиматься или растягиваться, замещаться другим или обращаться назад. «Время — это то, чем предмет отличается от самого себя».

Извлечение смысла — разовое и цельное схватывание смысла, которое не даётся последовательным прохождением шагов.

Индукция — акт в процессе аналитического общения, дескрипция или интерпретация, применяемый таким образом, чтобы возникало бытийствующее (онтологическое) сознание, которое само по себе не возникает искусственно. В логике и философии индукция как метод всегда является незавершённой: всякий момент опыта может принести новую точку зрения.

Интерсубъективность — в широком смысле как особая общность между познающими субъектами. Т. Огден описывал её как процесс, в котором оба участника создают уникальную эмоциональную и когнитивную среду, позволяющую осознать бессознательные аспекты психики. Буквально, но не в данном контексте — развиваемая Э. Гуссерлем концепция из трёх этапов развития, в частности, третьего этапа «сообщества монад», где все Я-монады равнозначны и фундируются общим интерсубъективным горизонтом.

Молчание (безмолвие) — противоположность тишине. Безмолвие способно сдержать и подавить тенденцию бессодержательности речи, придать языку устойчивость, контролируя и даже исправляя его, когда он теряет подлинность. В молчании человека должно вызреть новое слово.

Онтологическое сознание (бытийствующее сознание) — это живая точка соприкасания бытия и сознания, онтологическая укоренённость последнего в первом. Бытийствующее сознание постоянно выходит за пределы самого себя и не укладывается ни в одно определение.

Отчуждение — категория, выражающая объективацию качеств, результатов деятельности и отношений человека. Всегда отчуждает общество, отчуждает язык. Соответственно, неотчуждение возможно тогда, когда человек ответит на ключевой вопрос: «Кто я?». Если он ответит на вопрос «Кто я?», он сможет помыслить, что такое неотчуждение и что такое его собственное.

Пространство — отличие одного предмета от другого предмета.

Прыжок — действие, направленное на существенное изменение, усилие, в частности, прыжок человека к первоначалу, бытию самим собой. Понятие «прыжок» связано с переходом из рутины повседневности в подлинность бытия. Сам прыжок — является одновременно тем единственным, от чего в таком «прыжке» можно оттолкнуться. Молчание также можно оценить как прыжок за пределы имеющегося, туда, где нет подготовленных изречений. В практическом ключе – прыжок есть то, что формирует психотерапевтическое пространство.

Сердечность — состояние интенсивности, ощутимой плотности смысла, в том числе боли и утраты. Сердечность не проистекает из диалога «Я и Ты», из интимности, эмпатии, понимания или задушевности, но из «размаха внутреннего», из движения вширь и вглубь, из интенсивного переживания сердца, сопровождающего опыт близости бытия.

Усилие —экзистенциальное понятие, которое имеет единственный модус — интенсивность. Оно может удерживаться человеком и длиться, но не может поддерживаться неким автономным механизмом. «Жизнь есть усилие во времени, то есть время — это такая вещь, что нужно совершать усилие, чтобы оставаться живым».

Феномен — событие, подразумевающее его непроизвольный, случайный характер. Феномен-событие — это то, что может только с конкретным человеком случиться, явиться ему. Феномен связан не с вещью и её содержанием, а с феноменологическим различием и связностью состояний. Его невозможно схватить в процедуре описания, он возникает при переживании связи вещей, людей и событий.

Эквивалент (внутренний эквивалент) — средство разрешения исходного противоречия, которое формируется в процессе решения задачи.Язык — ключевой элемент, структурирующий сознание, но в проблемном поле аналитического запроса – цитата, поскольку мы все говорим и думаем цитатами. Как только мы начинаем высказывать реальность, говорить о реальности, мы эту самую реальность уничтожаем, скрадываем, переводим её в систему искусственных знаков. Субъект, Я, наше сознание в этом случае — всё неподлинное, знаки заслоняют от нас реальность. Язык отчуждает, заслоняет человека от ответа на вопрос «Кто я?».

Теоретические основы

Поскольку данная модальность имеет и философские основания, разумно разделить труды на два списка. Разумеется, невозможно перечислить все работы, поскольку только упомянутые выше фамилии имеют несколько сотен томов сочинений, книг, статей. В первом списке будут находиться авторы-философы, у которых взяты основные концепты онтоанализа, во втором – авторы, наиболее близко описавших различные стороны такого направления.

Философия

  • Арто А. Театр и его двойник. — М., 1993
  • Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика. – М., 1994
  • Батай Ж. Внутренний акт. – СПб., 1997
  • Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. – М., 1979
  • Бергсон А. Собрание соч. – СПб., 1914
  • Бибихин В. В. Мир. – Томск, 1995
  • Бондаренко И. А. Жизнь сознания. – Омск, 2002
  • Борхес Х. Л. Оправдание вечности. – М., 1994
  • Валери П. Об искусстве. — М., 1993
  • Гадамер Г. -Г. Истина и метод. Основы философской герменевтики. – М., 1972
  • Гуссерль Э. Логические исследования. Картезианские размышления. Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология. Кризис европейского человечества и философия. Философия как строгая наука. – Минск; М., 2000
  • Деррида Ж. Письмо и различие. – М., 2000
  • Кандинский В. О духовном в искусстве. – М., 1992
  • Климков О. С. Опыт безмолвия: человек в миросозерцании византийских исихастов. СПб., 2001
  • Кузанский Н. Собрание сочинений в 2-х тт. -М, 1979–1980
  • Лосев А. Ф. Знак. Символ. Миф. – М., 1982
  • Мамардашвили М. К. Психологическая топология пути: М. Пруст «В поисках утраченного времени». – СПб., 1997
  • Ортега-и-Гассет Х. Что такое философия? – М., 1991
  • Рикер П. Конфликт интерпретаций. Очерки о герменевтике. – М., 1995
  • Рильке Р. -М. Ворпсведе. Огюстен Роден. Письма. Стихи. – М., 1994
  • Сартр Ж. -П. Бытие и ничто. – М., 2000
  • Трубецкой С. Н. Учение о Логосе в его истории. – М., 1994
  • Хайдеггер М. Бытие и время. – М., 1997
  • Хайдеггер М. Введение в метафизику. – СПб., 1998
  • Хайдеггер М. Время и бытие. – М., 1993
  • Хайдеггер М. Гёльдерлин и сущность поэзии // Логос. – 1991 — №1
  • Хайдеггер М. Цолликоновские семинары // Логос. – 1992 — №3
  • Чаадаев П. Я. Статьи и письма. – М., 1989
  • Шеллинг Ф. Сочинения: в 2 т. – М., 1987
  • Шопенгауэр А. Собрание сочинений в пяти томах. – М., 1992

Психология

  • Бинсвангер Л. Бытие в мире: Введение в экзистенциальную психиатрию. — М.; СПб., 1999
  • Босс, М. Grundriss der Medizin und der Psychologie by Medard Boss, 1979
  • Винникотт Д. В. Разговор с родителями. — М., 1994
  • Лакан Ж. Семинары. – М.,1998
  • Лакан Ж. Функция и поле речи и языка в психоанализе. – М., 1995
  • Огден Т. Мечты и интерпретации / Пер. с англ. – М., 2001
  • Столороу Р., Браншафт Б., Атвуд Дж. Клинический психоанализ: Интерсубъективный подход. — М., 1999
  • Ференци Ш. Теория и практика психоанализа. – М.; СПб., 2000
  • Фрейд З. Собрание сочинений в 26 томах / Зигмунд Фрейд . — Изд. 2-е, испр. и доп. – СПб.: Восточно-Европейский ин-т психоанализа, 2011
  • Юнг К. -Г. Избранные работы / Карл Густав Юнг ; пер. А. М. Руткевича. — Санкт-Петербург, 2014

Применение. Показания к применению

Онтоанализ представляет собой уникальное направление в экзистенциально-гуманистическом консультировании, фокусирующееся на глубинной работе с человеческим существованием и переживаниями.  Философские корни подхода происходят из экзистенциальной традиции, гуманистического подхода, феноменологии, романтического мировоззрения. Важным является вопрос технологического мышления.

Онтоанализ также представляет длительную и глубокую работу с сознательными установками и бессознательным. Это глубокое понимание аналитической ситуации, факторов влияния языка, времени и пространства, что позволяет принципиально изменить взаимодействие.

Применение: психотерапия; художественное, литературное творчество, социальная психогигиена.

Практические аспекты терапии:

  • — Работа с личным смыслом;
  • — Поддержка стремления к подлинному бытию;
  • — Развитие аутентичности;
  • — Помощь в поиске «себя настоящего».
  • — Достижение ощущения полноты жизни,
  • — Профессиональная и личная самореализация,
  • — Преодоление влияния прошлого опыта,
  • — Открытость к изменениям в своей жизни.

Затрагиваемые темы:

  • — Аутентичность и суверенность личности,
  • — Протяжённость Я во времени,
  • — Личная жизненная история,
  • — Взаимоотношения с близкими,
  • — Связь человека с пространством,
  • — Профессиональная реализация.
  • — Исследование полного спектра эмоций и чувств,
  • — Достижение эмоционального инсайта,
  • — Узнавание влияния прошлого опыта,
  • — Работа с тайными желаниями,
  • — Анализ страхов,
  • — Знакомство со снами и фантазиями.