г. Санкт-Петербург, г. Пушкин,
ул. Пушкинская, д. 14

Жертвоприношение Исаака

22.2 Бог сказал: возьми сына твоего, единственного твоего, которого ты любишь, Исаака, и поди в землю Мориа, и там принеси его во всесожжение на одной из гор, которую Я укажу тебе.

22.3 И так Авраам встал рано, оседлал осла своего, взял с собою двоих из рабов своих и Исаака, сына своего; наколол дров для всесожжения и встав, пошел на место, которое указал ему Бог.

22.4 На третий день Авраам, возведши очи свои, увидел место издалека.

22.5 Тогда Авраам сказал рабам своим: останьтесь здесь с ослом, а я и сын пойдем туда и поклонясь, возвратимся к вам.

22.6 И взял Авраам дрова для всесожжения и положил на плечи Исааку, сыну своему, а сам взял в руки огонь и нож, и пошли оба вместе.

22.7 И начал Исаак говорить Аврааму, отцу своему и сказал: Батюшка! Он сказал: что сын мой? А тот сказал: вот огонь и дрова; где же агнец во всесожжение?

22.8 Авраам сказал: Бог усмотрит для Себя агнца во всесожжение, сын мой. И шли далее оба вместе.

22.9 И когда они пришли на место, которое указал ему Бог, тогда Авраам создал там алтарь, разложил дрова и, связав сына своего Исаака, положил его на алтарь поверх дров.

22.10 И простер Авраам руку свою и взял нож, чтобы заколоть сына своего.

22.11 Тогда Ангел Господа воззвал его с небес и сказал: Авраам! Авраам! Он сказал: вот я

22.12 Ангел оказал: не поднимай руки твоей на отрока и не делай над ним ничего; ибо теперь Я знаю, что ты боишься Бога, когда ты не пожалел сына твоего, единственного твоего, для Меня.

22.13 И возвел Авраам очи свои и увидел: и вот, один овен, запутавшийся в чаще рогами своими. Авраам пошел, взял овна и принес его во всесожжение вместо сына своего.

22.14 Тогда Авраам назвал имя месту тому: Иегова-ире. Посему и ныне говорится: на горе Иеговы усмотрится.

22.15 Потом вторично воззвал Авраама Ангел Господа с небес

22.16 и сказал: Мною клянусь, говорит Господь, что поелику ты сделал сие дело и не пожалел сына твоего, единственного твоего;

22.17 то Я благословляя благословлю тебя, и умножая умножу семя твое, как звезды небесные и как песок на брегу моря; и наследует семя твое города врагов своих;

22.18 и благословятся в семени твоем все народы земные за то, что ты послушался гласа Моего.

«Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные».

1 Кор. 11, 19.

Принесение сына в жертву есть верховное дело веры Авраамовой. Оно есть решительное испытание по совершении образования, или, если можно так сказать, Божественного воспитания отца верующих; оно есть последний шаг на пути благодатных обетований и потому существенное заключение истории Авраама как отца верующих. В немногих последующих о нем сказаниях глас Божьих обетований более не слышен; и виден более Авраам – отец семейства, нежели Авраам – отец верующих1http://bibliya-online.ru/avraam-prinosit-v-zhertvu-isaaka-. Другой вопрос возникает в том, знал ли Господь, что Авраам исполнит Его волю или нет? Если знал, зачем проверял? Если нет, как далеко заходит Его всеведение?

Христианский философ, основоположник экзистенциальной философии Сёрен Обю Кьеркегор писал: «Для Бога нет времени, Он-то сам пребывает в вечности, то есть одновременно видит все, что случилось, случалось и еще случится. Значит, он видит и меня, мое бедное тело, уже лежащее в гробу, уже существующее как похищенная смертью падаль, уже текущее, растворяющееся в природу, уже страшное»2Кьеркегор Сёрен. Болезнь к смерти. https://ebin.pub/2nbsped-9785829115616.html. Таким образом, мы можем предположить, что где-то нет времени. И, диалектично, что где-то оно есть, то есть в нашем представлении. Последнее представляется к доказательству весьма сложно, поскольку, по сути, для нас времени также не существует, а есть лишь момент осознания в настоящем. Но, тем не менее, и в этом случае наш конец нам не известен, в то время как он известен вне времени, для Бога.

Итак, мы определились в том, что вне времени можно увидеть всю нашу жизнь одномоментно и даже увидеть её конец. Но встаёт вопрос, каким образом её можно увидеть? Ведь человек, несмотря на то, что не видит себя в конце жизни, обладает возможностью выбора. Является ли это представление в данном случае совокупностью выборов, или жизнь человека полностью детерминирована и выбор представлен лишь иллюзией? Но если верно второе, зачем эта театральная игра с закланием? Даже если бы физическое действие для Авраама могло иметь вероучительное последствие — например, укрепление веры, то никакого последствия для всех земных народов здесь быть не могло. С другой стороны, если смыслом человеческой жизни является его собственный, в контексте хайдеггеровской философии, проект, зачем все эти сложности — ведь ангелы созданы уже совершенными? Это категорично опровергает вторую версию, таким образом, будем считать, что выбор всё же существует.

Является ли человеческая жизнь в видении Бога застывшей чередой событий? Мы уже решили, что нет, но как тогда представлены временные решения вне времени? С человеческой точки зрения этот вопрос легко решаем в русле теории вероятности, но явно это не наш случай. Но, если предположить, что эти решения постоянно «мерцают» и меняются — получается, конечный акт, человеческая смерть, тоже «мерцает» и имеет множество вариантов. Это тоже приемлемый ответ для аналитики больших данных, но не для всеведующего Бога. Таким образом, мы переходим к вопросу о возможности абсолютного предсказания каждого поступка человека, учитывая все изменения от момента сотворения мира. Получается, такой возможности нет — иначе зачем нужно время? Ведь «Одно то не должно быть сокрыто от вас, возлюбленные, что у Господа один день, как тысяча лет, и тысяча лет, как один день» (2 Пет. 3:8).

А если предположить, что для жизненного «проекта» каждого конкретного человека, помимо знания, нужно переживание? Переживание во времени каждого своего выбора, индивидуальное переживание существования конкретной личностью, но главное — переживание предвосхищающего опыта смерти, раскрывающего Ничто человеческой экзистенции. Реализация ключевого выбора — раскрытия собственного предназначения, жить для других, для осуществления свободы других. Свободы, которую невозможно заранее вместить в любой дух. — Велика свобода – быть в состоянии не грешить, но величайшая свобода – не быть в состоянии грешить, – так выразил свое отношение к свободе христианский святой блаженный Августин.

Итак, приняв данную концепцию за истину, существование получается инкубатором, в котором всё равно предопределён конец, но в этой конечности присутствует наш свободный выбор. Здесь немаловажен ещё один насущный вопрос в рамках христианства — зачем Бог создал человека, о котором заранее известно, что он окажется в геенне (аду)? Ведь если существует при создании человека абсолютная уверенность, что он погибнет, в чём смысл его создания? Давайте рассмотрим по порядку.

«Инкубатор» включает в себя составляющие времени и воли человека. Для чего нужно время? В христианской концепции время не нужно было лишь ангелам — часть из них сделала выбор в пользу добра, часть — в пользу зла. Но ангелы — всё же являются примитивными созданиями, а Богу был желанен человек по Его образу. Создать человека по подобию было возможно лишь через множественный выбор — миллионы и миллиарды решений. Такое невозможно без времени, если учесть, что часть выборов зависит от выборов, совершённых в другой момент времени и даже другими людьми. Почти каждая минута человеческого бытия сопровождается выбором, принятием решения.

Свобода выбора предполагает как минимум два выбора, а не один. Мы предположим, что в какой-то области пространства существует время, а в какой-то — вероятно, подавляющей — оно отсутствует. Таким образом, из точки пространства, где отсутствует время, виден ведь временной мир от начала и до конца. «Он-то сам пребывает в вечности, то есть одновременно видит все, что случилось, случалось и еще случится». Весь жизненный путь человека в этом случае известен, но не предопределён. Известен Богу, поскольку известны все условия, неизвестен человеку, поскольку его выбор состоит из множественных выборов, осуществляющихся во времени. Человеку дано время для решений и для осуществления выбора.

Получается, несмотря на известность человеческой судьбы, невозможно создать только «хороших» людей — подразумевая под «хорошими» тех, кто имеет лучшую участь. Ведь свобода подразумевает два варианта, и исключив один, человек автоматически становится несвободным. Отвечая на наш вопрос, вопрос предопределённости создания человека в перспективе вечных (или бесконечных) мучений. Концепция человеческой свободы, дарованной Богом, отвечает — да, может. Ведь этот выбор — собственный личностный выбор каждого человека, отказ от раскрытия собственной экзистенции, «Das Man». Как раз противоположный тому выбору, который сделал Авраам.

Кстати, интересно, что с учётом теории объектных отношений Мелани Кляйн, согласно которой психический и эмоциональный образ другого человека становится частью внутреннего мира ребёнка, а ребёнок может идентифицироваться с ними (а часть мира ребёнка воспроизводится в образе другого человека) и так далее до бесконечности, человек в определённом смысле не только бессмертен как личность, но и оказывает воздействие на своих потомков. «Хорошие» внешние объекты могут влиять на «хороший» выбор человека, а «плохие» — на плохой. В этом смысле интересны теории Карла Густава Юнга о коллективном бессознательном и Леопольда Сонди о судьбоанализе.

Как итог наших размышлений мы получаем следующие выводы:

  1. Человеческий выбор как совокупность всех выборов на протяжении жизни известен, но не предопределён,
  2. Человеческий выбор становится известным в момент создания человека,
  3. Свобода человеческого выбора не зависит от условий человеческого существования,
  4. Человеческий выбор осуществляется в условии свободы, таким образом, невозможно создание человека с запланированным «хорошим» выбором.

Но что же мы скажем, если нам сообщат, что результат нашего выбора известен? Здесь нам надо определить, что означает «время». Ведь время условно: мы не можем влиять на прошлое, мы не знаем будущего. Для нас тоже нет времени, поскольку мы живём всегда в одном миге, чуть-чуть позади настоящего. Да, мы можем анализировать прошлое и делать выводы о течении времени вокруг нас, иначе было бы бессмысленным земное существование.