г. Санкт-Петербург, г. Пушкин,
ул. Пушкинская, д. 14

Субъект-ориентированный подход в психоанализе и категория свободы

Одним из наиболее известных подходов «с человеческим лицом» в рамках психоанализа является субъект-ориентированный подход. И, если в рамках психоанализа, аналитическая коммуникация структурируется сеттингом – конфигурацией установленных в терапевтических целях правил и границ, то в субъект-ориентированном подходе пациенту предоставляется максимальная свобода и субъективность от правил и границ. Можно даже сформулировать такой тезис: «Если мы предоставляем пациенту свободу, всё, что будет происходить в аналитической ситуации, станет необходимым и своевременным».

Отрицая сопротивление, ряд психологов, практикующих такой подход, признают только сообщение от пациента, которое нуждается не в устранении, а в том, чтобы быть принятым и понятым. Если пациент сумеет воспользоваться этим правом и приблизиться со временем к ощущению подлинной свободы, он сможет сам, без давления извне, установить границы отношений, и сам задаст процессу оптимальное направление, определит его стратегию. Аналитику не потребуется решать что-то за пациента. Но где эти истинные границы свободы?

Экзистенциально-гуманистическая психология также признаёт за человеком свободы построения своей жизни и способности к этому. Свобода человека, тесно связанная со стремлением к смыслу, стала предметом экзистенциальной философии и психологии. По мнению Карла Роджерса, пациент свободен в терапии говорить и делать то, что хочет, он равноправен с психотерапевтом, он — ключевая фигура в создании психотерапевтических изменений. Но в данном случае и пациент также обречён на ответственность. Ответственность перед аналитиком, исполнении правил, сеттинга, иных условий. Иначе такой подход напоминает ребёнка, который заявляет, что не будет ходить в школу, так как мама сама постоянно повторяет, что людям следует быть свободными и делать то, что им нравится. «Если бога нет, всё дозволено», — основной посыл романа Достоевского «Братья Карамазовы».

И не может быть иначе, ведь «стремясь к свободе, мы обнаруживаем, что она целиком зависит от свободы других людей и что свобода других зависит от нашей свободы» (Жан-Поль Сартр, «Экзистенциализм — это гуманизм»). Аналитик также является свободным человеком. И в экзистенциальной, и в клиент-ориентированной терапии два человека постепенно становятся близки и нужны друг другу, это больше, чем отношения терапевт — пациент. Даже Фройд утверждал, что исцеление совершается через любовь. А «свобода есть способ жизни, присущий любви» (И. Ильин). И каждый должен принимать свободу другого.