г. Санкт-Петербург, г. Пушкин,
ул. Пушкинская, д. 14
Когда я в 2021 году познакомился с комментированной глубинной супервизией в межмодальном подходе, основанной на схемометрике бессознательных процессов, я был глубоко потрясён и очарован. То, что я услышал, кардинально отличалось от того, что я слышал о супервизии ранее. Принципиальным отличием являлся чрезвычайно точный результат, а сама супервизия строилась на теоретических моделях З. Фройда, К. Г. Юнга, Л. Сонди, то есть на моделях основателей широко известных учений глубинной психологии — психоанализа, аналитической психологии и судьбоанализа.
Предметом супервизии, таким образом, должна стать создаваемая супервизором конструкция, которая отражает проблему терапевта и его психическую реальность путём представления им истории жизни и взаимоотношений клиента. Что же такое — конструкция? Конструкция — не только поиск истины, но и возможность интеграции материала супервизором. Существуют критерии правильно произведённой конструкции — как минимум, это «научная красота» и рассказанный в конце супервизии сон супервизанда или его клиента. В групповом варианте супервизии критерием правильности также является принятие конструкции группой.
Одной из ключевых особенностей супервизии, наряду с правильно составленной конструкцией, является выявление ресурсов как у терапевта, так и его клиента. Поэтому цель супервизии также обращена на наделение терапевта и клиента новыми перспективами и возможностями. Разумеется, лучшим критерием правильно проведённой супервизии являются изменения в отношениях терапевта и его клиента. Нередки случаи, когда после супервизии к терапевту снова обращаются прошлые клиенты, ушедшие из терапии несколько лет назад, или текущий клиент самостоятельно просит назначить внеочередную сессию.
Что же обеспечивает комментированной супервизии такой точный результат? Это так называемая «матрица архетипов», структурированная форма внутренних объектов Бессознательного. В таком совмещении аналитической психологии и судьбоанализа, каждый архетип представлен в форме выверенного воплощения несовершенных зон человечества по всем судьбоаналитическим факторам влечений.
В аналитической психологии архетип — это генетически укоренённые, эволюционно приобретённые универсальные системы установок и реакций человеческого организма. К. Г. Юнг пишет: «Наша жизнь продолжает оставаться той же самой, какой извечно и была. Это наделяет нас глубочайшим предчувствием «вечности» Живого. Но Самость в качестве квинтэссенции нашей жизненной системы содержит не только впечатления и охватывает прежде прожитые жизни, но и задаёт исходный пункт, материнскую почву для всех будущих жизней, чьё̈ предвидение столь же ясно даётся внутреннему чувству, как и исторический аспект. Архетип является пустым, формальным элементом, который ничем иным не является, как только facultas praeformanti, априори данной возможностью формы представления. Наследуются не представления, а формы».
В последующем Карл Густав Юнг отделяет непознаваемые архетипы от архетипических образов (т. е. воплощений архетипов), гештальтов, актуализировавшихся форм проявления архетипов, то есть от способов переживания и поведения людей, как их символов, так и психических реакций. К. Юнг характеризует архетип как психоидность, как душеподобный образ, силу, энергию. Архетип не может осознаваться, он трансцендентен, то есть переходит за границы духа и материи: «Персональная психология является лишь тонкой кожей, лёгкой рябью в океане коллективной психологии. Мощным фактором, меняющим нашу жизнь, мир и творящего историю, является коллективная психология, движущаяся по законам, в корне отличающимся от тех, что известны сознанию. Архетипы — огромные властные силы, именно они приводят к подлинным событиям, а не персональный рассудок и практический интеллект. Судьбу людей определяют архетипические образы».
Носителями архетипов, если брать вторую топику З. Фройда, является не только структура Сверх-Я, но и Оно. Отличия их состоят в том, что Сверх-Я населяют архетипы Будущего, условно положительно энергетически заряженные, а Оно заключает архетипы предков, которые продолжают жить благодаря энергетической силе архетипов, условно заряженных отрицательно за счёт реализации агрессивного влечения в прошлом. После рождения, когда ещё не сформирован Эго-контроль, ребёнок полностью отдан во власть архетипов, при этом добрая грудь как целостный объект является проявлением архетипа в сфере Сверх-Я, в то время как злая грудь — архетипа Оно.
Одновременно с этим, судьбоаналитическая концепция Л. Сонди выделяет восемь зон, обозначаемых буквами с сопутствующим знаком. Это зона сексуальности (+h), зона активности и агрессии (+s), зона Божественной справедливости и гнева (+e), зона демонстрации (+hy), зона обогащения и накопления ценностей (+k), зона творчества и веры (+p), зона изменений (+d), зона привязанности, доверия и милосердия (+m). Все они представлены в таблице ниже в виде влечений, расположенные в матрице как по диагонали, так и вертикали (разработана dr. Raskita и V. Krikun, Германия):
Эта таблица и положена в основу комментированной глубинной супервизии в межмодальном подходе, и содержится в методике определения конструкции и архетипов, выявляемых в переносе и контрпереносе. Глубинный супервизор даёт ответ на вопрос: «Зачем в моём социальном пространстве появилась проблема клиента? Что она мне хочет показать в действительности? Какое моё слабое место (или «слепое пятно») высвечивает? Что я ему должен дать? Что он хочет от меня получить на самом деле? Почему мне сложно работать с ним, или практически невозможно, и человек уходит?».
Такая супервизия принципиально отличается от всех остальных, мне известных. Супервизанд получает ответы на свои вопросы, а также конструкцию случая и рекомендации к изменению ситуации. Зачастую эффект проявляется ещё до встречи с клиентов в виде звонка или письма, а также глубокого инсайта, радикальным образом изменяющего собственный взгляд на случай. По времени такая супервизия не отличается от обычной (ознакомительная и консультационная, либо одна консультационная) продолжительностью примерно 1 час. Из особенностей она требует рассказа супервизанда о себе самом и его клиенте (всё, что запомнилось или было записано). В конце желательно представление сновидения – своего или своего клиента.