г. Санкт-Петербург, г. Пушкин,
ул. Пушкинская, д. 14

Судьбоанализ Сонди

«Судьба – это совокупность всех возможностей экзистенции, среди которых индивид может выбирать, но не всегда, а в наиболее благоприятных случаях»

Леопольд Сонди

Леопольд Сонди – он же Lipót Sonnenschein, Léopold Szondi – венгерский психолог и психиатр, основатель концепции судьбоанализа и диагностического теста Сонди. Леопольд Сонди ввёл понятие «родового бессознательного» — своеобразную форму притязаний предка на то, чтобы полностью повториться в жизни своего потомка «…в той же самой форме экзистенции, в которой она один или несколько раз проявляла себя в линии всего рода».

Леопольд Сонди родился в бедной религиозной еврейской семье и он был двенадцатым ребёнком. Его мать вышла замуж за вдовца с четырьмя детьми; таким образом, у него были сводные браться. Именно благодаря им, когда они стали самостоятельными, Леопольд смог получить материальную помощь, а позже поступить в Будапештский университет. Их же опыт научил молодого Леопольда осторожно относиться к собственному выбору, о котором он писал так: «Да и где легче можно прийти к судьбоаналитическим мыслям, как не в родной семье, где мы сопереживаем судьбам счастливых и несчастливых жизней. Мне повезло, так как я был в курсе того, как выбираются профессии, болезни и разные типы смерти».

Леопольд Сонди прожил долгую и относительно счастливую, несмотря на невзгоды, жизнь. Этому не смогли помешать ни самоубийство сына, ни смерть дочери, ни заключение в концлагерь. Главным в жизни Сонди видел развитие веры и способности видеть в происходящих жизненных перипетиях Божий промысел. Его жена умерла вместе с ним в тот же, 1986-й год.

В гимназии Леопольд становится одним из лучших учеников, а его любимыми предметами являются греческий и латынь. Благодаря брату Леопольд выбирает профессию врача, а чуть позже, в 1911 году, уже после смерти отца, он меняет свою унаследованную фамилию на Сонди. До сих пор неизвестно, было ли это сделано из-за конфликта с отцом, однако Сонди был единственным из всех детей, находившимся в трауре по умершему в течение года.

В гимназии Сонди переживает страшное событие: со своими одноклассниками он угорает из-за погасшей газовой печи и спасают его по чистой случайности. У Леопольда развивается сильнейшая танатофобия: он панически боится всего, что связано со смертью. Сильный страх возникает не только при упоминании похорон, болезней, но и любых опасностей и рисков.

После окончания гимназии Сонди решает стать врачом и поступает на факультет медицины Будапештского университета. Уже во время обучения он увлекается книгами Фёдора Михайловича Достоевского и идеями Зигмунда Фройда. В период с 1912 по 1913 годы Сонди проходит личный анализ у ученика Шандора Ференци, а затем начинает частную практику. Однако, в 1914 году начинается Первая Мировая война и Сонди призывают на военную службу. Вопреки отношению к евреям и благодаря медицинскому образованию, Сонди получает звание фельдфебеля санитарной службы, а на русский фронт и в Италию Сонди отправится уже в звании лейтенанта.

В своём вещмешке Сонди носит книгу Зигмунда Фройда «Толкование сновидений». Однажды, во время одного из безприцельных обстрелов в 1916 году, часть снаряда попадает в спину Сонди и он ждёт неминуемой смерти (боли он не чувствует, как предполагает, из-за болевого шока). Однако, шрапнель попадает в вещмешок и застревает в книге. Сонди шутит, что Фройд, таким образом, спас ему жизнь, а панический страх смерти, вызванный угоранием в гимназии, пропадает навсегда.

Чуть позже, но тоже в 1916 году, Сонди попадает в военный госпиталь. Анализируя возникшие чувства к знакомой медсестре, он вспоминает аналогичную несчастливую историю брата и понимает, что бессознательно намеревается повторить его судьбу. Леопольд решает сопротивляться судьбе и утром, фактически сбежав из госпиталя, возвращается в свою часть. Совершив этот поступок, он понимает, что фактически выбрал для себя новую судьбу. По окончании войны Сонди избирает научную карьеру и знакомится с доктором Паулем Раншбургом, который обучает своего коллегу в том числе методологии психологических исследований.

В 1927 году, после отставки Пауля Раншбурга, Леопольд Сонди возглавляет лабораторию лечебно-педагогической и экспериментальной психологии, переименованную к тому времени в Венгерский Королевский государственный лечебно-педагогический институт. Одновременно ему присуждают звание профессора психопатологии и психотерапии.

В 1937 году выходит первая знаменитая книга Сонди «Анализ брачных союзов». Ключевой мыслью книги является теория, что брачный выбор партнёра, в большинстве случаев, подсознательно продиктован тягой к партнеру с аналогичной латентной или явной патологией. Сонди называет подобный бессознательный выбор генотропизмом. Однако, уже в 1941 году, благодаря проводимой политике национал-социалистов, его лишают права заниматься частной и исследовательской деятельностью, а в июне 1944 года вместе с семьёй отправляют в концентрационный лагерь Берген-Бельзен. Чуть позже, благодаря сделке союзников с нацистской Германией (по другой версии – заступничеству Карла Густава Юнга), он эмигрирует в Швейцарию и получает должность ассистента в известном психиатрическом профилактории в Пранжино.

Сонди выделяет несколько типов генотропизмов, основанных на генетических факторах:

  • либидотропизм (выбор брачного партнёра, который внешне или внутренне похож на тех людей, которые записаны у него в генетической памяти),
  • социотропизм (идеалотропизм, выбор людей похожего с собой типа с возникновением дружбы),
  • оперотропизм (выбор профессии или хобби в зависимости от генетической предрасположенности),
  • морботропизм (выбор собственных болезней из генетической памяти),
  • танатотропизм (выбор времени и способа собственной смерти).

В основу концепции Сонди легло такое понятие, как «судьба»: «Мы говорим: судьба – это выбор, и различаем два типа действий, связанных с выбором. Во-первых, это бессознательные действия, управляемые наследственными задатками. На данном этапе бессознательные притязания предков направляют личность в выборе любви, дружбы, профессии, различных форм заболевания и способа смерти. Часть судьбы, которая бессознательно реализуется через латентный образ предков, мы называем родовой навязанной судьбой. Во-вторых, это сознательные действия, которые направляются персональным «Я» личности. Эта часть судьбы является нашей персональной самостоятельно выбранной судьбой. Родовая навязанная судьба и персональная самостоятельно выбранная (или – «Я») судьба составляют целостность судьбы».

Набор карточек из теста Сонди

В рамках своей концепции Сонди разработал тест Сонди — проективную методику исследования личности, набор из сорока восьми карточек, состоящий из шесть групп по восемь карточек. Каждая карточка группы представляет собой портрет человека с диагностированным заболеванием, причём диагностика проводилась Сонди в беседах с родственниками больных вплоть до историй третьего колена. Эти заболевания: гомосексуализм, садизм, истерия, кататоническая и параноидная шизофрения, эпилепсия, депрессия, мания. Наличие в выбранных испытуемом фотографиях четырёх или более портретов одной категории принято рассматривать как достоверный признак, свидетельствующий в пользу соответствующего заболевания.

Аналогичным образом, в своём учении Сонди определяет ряд факторов, обуславливающих структуру навязанной и свободной судьбы:

  • наследственные притязания фигур предков, которые действуют в родовом бессознательном личности,
  • специфическая природа пробуждений, которая также имеет наследственное происхождение, но изменяется под воздействием бессознательной защитной деятельности «Я» в течение жизни,
  • социальное окружение, способствующее развитию одних экзистенциальных возможностей, но препятствующее развитию других,
  • ментальное окружение, т.е. мировоззрение времени, в которое живет личность, а также интеллектуальные способности и таланты, управляющие судьбой,
  • сознательное «Я» с его стремлением к реализации, властью, образованием идеалов и «Сверх-Я», которое, при благоприятных обстоятельствах, посредством свободного выбора преодолевает границы навязанной судьбы,
  • Дух, с помощью которого можно достигнуть свободной судьбы.

В одном из своих последних интервью 1981 года Леопольд Сонди рассказал о сходстве своего учения с аналитической психологией, а также обозначил фазы судьбоаналитической терапии:  «Нужно хорошо знать психоанализ и в то же время иметь представление об архетипах. Ведь многие пациенты мыслят архетипически, особенно когда сообщают о своих сновидениях. Конечно, я не требую, чтобы вы сначала проводили психоанализ, затем «юнгианский» анализ и только потом судьбоанализ. Но хотя бы читайте соответствующую литературу! Это просто необходимо… В судьбоаналитической терапии я различаю следующие три фазы. На первом месте психоаналитическая фаза, затем судьбоанализ предков с его «терапией молотом» и, наконец, социализация патологических побуждений, под которой понимается, прежде всего, выбор подходящей профессии. Часто нужно просто поменять профессию – это гораздо легче, чем кажется!».