г. Санкт-Петербург, г. Пушкин,
ул. Пушкинская, д. 14

Психоанализ и живопись

Наименее изученной областью психоанализа является его отношение к живописи. Это связано с тем, что зачастую психоанализ предполагает работу со словом, а для интерпретации изобразительного искусства нужны совершенно иные инструменты. Однако, это не означает, что психоанализ и живопись — несовместимые понятия, и именно это мы постараемся рассмотреть ниже.

Основатель психоанализа Зигмунд Фройд оставил нам несколько текстов по психоанализу произведений Леонардо да Винчи и Микеланджело. В частности, это статья «Воспоминание Леонардо да Винчи о раннем детстве» (1910), посвящённая сублимации, а также «»Моисей» Микеланджело» (1914), посвящённая, в основном, скульптуре. В данном случае Фройд считает, что необыкновенная творческая энергия художника — результат подавленных импульсов — разумеется, сексуальных, и объясняет склонность Леонардо к изображению андрогинных персонажей, в которых соединяются мужские и женские черты внешности, текстом его записной книжки.

Основой впечатления от произведений искусства Фройд считает способность зрителя прочувствовать аффекты художника, а именно особое состояние его психики. То, что подтолкнуло его к акту творчества и вновь воспроизводится при акте смотрения на его результат. Похожий, довольно интересный, анализ Фройд проводит со скульптурой Микеланджело «Моисей», выразив идею трёх временных «тактов».

На сегодняшний момент психоанализ живописи выделяет два направления. Первое, по изображённым сюжетам пытается понять что-то о внутреннем мире автора. Второе изобрело способы анализа формальных особенностей произведений и попыталось ответить на вопрос, почему они производят то или иное впечатление. Однако, поворот искусства ХХ века в большей степени к форме, нежели к содержанию, отдаёт восприятие произведений полностью на откуп зрителю — стоит вспомнить, например, «Чёрный квадрат» Малевича.

Принято считать, что логика современного искусства нацелена больше на провокацию бессознательных образов в самом зрителе. Современное искусство показывает внутренний раскол, неустроенность современного субъекта и общества. В картинах Эрика Булатова «Вход», «Горизонт», «Заход или восход солнца» реальность представляет собой лишь иллюзию, прописанную культурными кодами и формами. Картины Андрея Ремнёва «Четвертая стража», «Стрелка», «Лета», «Атлантида» переплетены в сложных орнаментах, растворяющих человека в пространстве его культурного поля. Брахи Лихтенберг Эттингер создала картину «Эвридика», использующую игру света и тени, зернистость изображения, напоминающие изображение УЗИ. По её словам, Эвридика становится призывом к этике памяти и исследованию травматических следов как женщины-возлюбленной, так и архаичной женщины-матери.

Таким образом, в рамках интерпретации изобразительного искусства психоанализ следует за диалектикой формы и содержания произведения. Он способен уловить их единство и логику воздействия на смотрящего.

Мои заметки


Почему вам НЕ поможет психоанализ? 4 пункта

Каждый человек, хоть раз столкнувшийся с психологическими проблемами, с высокой долей вероятности, будет рассматривать психоанализ как надёжный инструмент их решения. Ведь, действительно, это мощный метод. Но далеко не единственный. Так как выбрать подходящий лично вам?

Что такое супервизия?

Основная цель супервизора — амплификация терапии психотерапевта и клиента, качественное изменение отношений. Зачастую лишь одна супервизия позволяет преодолеть паузу в прогрессе анализа, которая длится по нескольку месяцев.

Экзистенциальная психология и экзистенциальная философия

Экзистенциальную психологию можно отнести к гуманистическому направлению в психологии, которое в настоящее время является одним из направлений современной психологической науки. Экзистенциальная психология уделяет основное внимание вопросам времени, жизни и смерти; проблемам свободы, ответственности и выбора; уникальности общения; поиску смысла существования каждого человека.

Мои ближайшие вебинары

Приглашаю всех на мои ближайшие бесплатные вебинары "Заменит ли нейронная сеть психотерапевта?" и "Феноменология в психотерапии".

Советско-российский матриархат

"Дома — половина разведённых семей, одна мать, бабки, тётки. В школе — опять одни тётки, куда придёшь в учреждение — опять одни тётки, и так вот — тётки, тётки, тётки… И вырастал мужчина такой вот, воспитанный всевозможными тётками, и он знал, что они всё решают, они должны это делать, они всё как-то вот. «А я что? Моё дело сторона — напился и пошёл на гармошке играть. Потому что ничего всё равно не изменишь".