г. Санкт-Петербург, г. Пушкин,
ул. Пушкинская, д. 14
«Основная цель онтоаналитической терапии — попытаться показать открытость и возможности того, что человек может жить с самим собой, другими и миром в эффективной и удовлетворительной ритмической способности»
Эрол Гока, Психиатрия существования
Основатель психоанализа Зигмунд Фройд считал, что наиболее глубокие конфликты связаны с психосексуальными конфликтами, имевшими место на самых ранних стадиях развития. В отличие от психоанализа, экзистенциальные конфликты и экзистенциальная тревога в контексте экзистенциальной психологии возникают вследствие неизбежной конфронтации людей с данностями существования: смертью, свободой, изоляцией и бессмысленностью. Рассмотрим подробнее эти понятия.
Смерть — основной источник тревоги, как невротической, так и экзистенциальной. Люди озабочены проблемой смерти практически с самого детства. Чтобы справиться с ужасом небытия, люди воздвигают базирующуюся на отрицании смерти защиту. Первый экзистенциальный конфликт, по мнению Ирвина Ялома — это конфликт между осознанием неизбежности смерти и желанием продолжать жить: конфликт между боязнью несуществования и желанием быть. И, хотя по его мнению, маленькие дети постигают сущность смерти, их интеллект ещё не позволяет им понять, что означает смерть. От степени принятия смерти, характерной для данной культуры, также зависит то, насколько сильную тревогу породит смерть и у взрослых, и у детей.
По мнению одного из ярких представителей экзистенциальной философии, однако, отрицающей существование Бога, Жана-Поля Сартра, «люди обречены на свободу». Для него не существует никакой надёжной основы, поддерживающей существование. Свободные люди также обречены на ответственность. Поэтому второй экзистенциальный конфликт — это конфликт между столкновением людей с отсутствием опоры и свободой и их стремлением к обретению основы и структуры. Учитывая, что в последнее время происходил (и происходит) быстрый распад структур и ценностей, и у многих молодых людей появилась потребностью выбирать, они не усвоили, что и как надо выбирать. Они попросту оказались не готовы к свободе, которую получили.
Нейропсихологическая организация людей такова, что они склонны искать модели и смыслы. Как следствие ослабления религиозных верований современный человек сталкивается с необходимостью найти светский личный смысл при отсутствии «космического» смысла. Человек, как раньше, не вступает в сельские общины, отчуждён от работы; вследствие индустриализации и урбанизации теряет ощущение смысла жизни, которое раньше поддерживалось посредством контакта с природой. Это приводит к возникновению очередного конфликта между потребностью людей в смысле и безразличным миром, в котором нет никакого смысла.
Выделяя межличностную и внутриличностную изоляцию, мы можем объяснить возникновение межличностной изоляции как недостаточным развитием социальных навыков, так и наличием психопатологии. Однако, если межличностная изоляция может быть не связана с патологией, то внутриличностная изоляция подразумевает патологию по определению. Ирвин Ялом отмечает, что экзистенциальную изоляцию можно даже отнести к более фундаментальной форме изоляции, а именно к «отделению от мира». Последний конфликт — это конфликт между осознанием человеком его фундаментальной изоляции и его желанием устанавливать контакты, искать защиту и существовать в качестве части большего целого.
Как правило, человек имеет несколько механизмов защит от перечисленных тревог. Вера в свою особенность и неприкосновенность, вера во внезапно пришедшего спасителя — как защита от смерти. Компульсивность, перенос ответственности на психолога, утрата контроля — защита от тревоги, связанной со свободой. Самоутверждение и слияние с группой — как защита от изоляции. Нигилизм и компульсивная деятельность — как защита, связанная с бессмысленностью.