г. Санкт-Петербург, г. Пушкин,
ул. Пушкинская, д. 14

Советско-российский матриархат

– А вы наших мам видели?

– Видел! Вот они и держали. Тут они такой надавали всякой всячины, что я еле-еле донес. До вокзала такси пришлось брать. Я им говорю, что нам ничего особого не надо, а они: «Надо!»

Иосиф Дик. «В дебрях Кара-Бумбы»

Россия сама по себе не вышла из состояния крепостного рабства, а чуть-чуть пробудившись, попала под серп гражданской войны, двух мировых войн, большевистских чисток. Особый удар по психологии мужской личности нанесла Советская власть и нарождённый ей матриархат. «Авраам родил Исаака; Исаак родил Иакова; Иаков родил Иуду и братьев его» (Мф. 1:2), — задумались ли вы когда-нибудь, как неестественно звучит эта фраза в нашем время? «Он родил ребёнка» — нормальное и ясное умозрительное понятие, употреблявшееся в течение столетий и тысячелетий, наш мозг не воспринимает. В России всегда рождает мать. По ней в СССР и вёлся счёт происхождения детей; муж переезжал в квартиру жены; жена прямо или косвенно распоряжалась всем имуществом, детьми и жизнью мужа. При разводе, так же как и сейчас, ребёнок оставался почти всегда у матери.

А ведь не всегда было так. В число индикаторов статуса русской женщины, по мнению известного филолога-слависта 3. В. Сикевич, можно было включить пословицы:

«Курица не птица, баба не человек»,

«Бабе дорога — от печи до порога»,

«Бабе хоть кол на голове тёши»,

«У бабы семь пятниц на неделе»,

«Стели бабе вдоль, она меряет поперёк»,

«Волос долог, да ум короток»,

«Баба, что мешок — что положишь, то понесёт».

Они отражают традиционный взгляд на место женщины в жизни, а значит, и на оцениваемые как нормативные стереотипы поведения русской женщины: покорность, непоследовательность, зависимость. Выбор феминистического поведения в отечественной культуре мог быть воспринят как культурная девиация.

Наиболее предпочтительными для русской самоидентичности пословицами считаются такие:

«Пока гром не грянет, мужик не перекрестится»,

«В каком народе живёшь, того и обычья держишь»,

«За морем — веселье, да чужое, у нас — горе, да своё»,

«Русский ни с мечом, ни с калачом не шутит»,

«Русский мужик задним умом крепок»,

«Русский любит авось, небось да как-нибудь»,

«На Руси, слава Богу, дураков на сто лет запасено».

Сикевич З. В. «Социология и психология национальных отношений». Учебное пособие. СПб, 1999 г.

На основании этого можно сделать вывод, что в нормативное поведение русского человека входят такие параметры: основательность, неторопливость, обстоятельность, самоирония, но и нерасторопность, нерасчётливость, ригидность, склонность к крайностям. А вот и ещё один пример касательно крайностей:

«Идея святости в России всегда находилась и находится в непримиримом противоречии с материальным благополучием. Быть святым можно только пребывая в бедности или даже (лучше) в нищете. Выражение «честных денег не бывает» — типично русское….
К наиболее существенным характеристикам уходящего в прошлое (медленно разрушающегося) массового (провинциализированного и пролетаризированного — «советского») сознания следует отнести: чувство уверенности в могуществе и исходной правоте массы, неприятие и агрессивность по отношению к интеллектуалам, смешение таких понятий как «культура» и «образование», склонность к уравниловке и ненависть к богатству (подогреваемая естественной человеческой завистью), отрицание права на индивидуальность, огромный и всё более углубляющийся разрыв между «верхами» и «низами», аппаратно-номенклатурный (в ряде случаев — непрофессиональный) подход к решению важнейших государственных проблем».

Решетников М. М. «Современная российская ментальность 2».

И тем не менее, по мнению К. Касьяновой, русский тип характера может быть охарактеризован как эпилептоидный и «в нашей культуре существуют собственные архетипы целеполагания и целедостижения, непохожие на западноевропейские». Следовательно, медлительность, нерасторопность и даже леность русского человека не могут быть признаны девиацией, поскольку отражают народные традиции и этнокультурные стереотипы поведения (Ксения Касьянова, «Особенности национального русского характера», Москва, 1993 г.). Эти же качества, например, у немца могут привести к диагностике отклоняющегося поведения («Что русскому хорошо, то немцу — смерть»).

Каковы же признаки, свойства матриархата? Они понятны из самого значения греческого слова, состоящего из двух частей: матир (мать) + архи (власть). Если в семье командует женщина, а мужчина подчиняется, то здесь матриархат. Со времён СССР их насчитывалось несколько.

1. Матрилинейность — счёт происхождения детей по материнской линии, наследование по материнской линии.

Это свойство объясняется характерным для матриархата промискуитетом, беспорядочными половыми связями. Удивительно, но в стране, где «секса не было», в СССР беспорядочные половые связи существовали всегда. СССР занимал одно из первых мест в мире по количеству абортов, и нужно учитывать, что часть из них делалась вне брака. Например, в СССР в 1964 году было учтено около 5,6 млн. абортов. Мне почему-то вспоминается эпизод из фильма «Самая обаятельная и привлекательная», где знакомая Клюевой приводит командировочных киногероев Абдулова и Куравлёва (Володя Смирнов и женатый Миша Дятлов) для знакомства. Нетрудно вспомнить и советские песни: «Мы отпуск вместе провели и больше ничего…» (Весёлые ребята, «Бологое»), или «Так судьба нам выпала, что пришлось расстаться, даже твоё имя неизвестно мне…» (Ион Суручану, «Незабудка»).

2. Матрилокальность — проживание мужа в семье или доме жены, выбор места проживания семьи женой.

Это свойство хорошо помнят те люди, которые прожили значительную часть своей жизни в СССР, также эта тема хорошо известна из советских фильмов. Кроме того, существовало такое понятие как «идти в приймы», то есть жить в доме тёщи и жены. Выбор места проживания также часто определялся женой, например, когда молодые специалисты получали распределение и жена считала себя вправе требовать ехать в тот город, который нравился ей или оставаться в её городе рождения (при этом, конечно, жена считала себя важнее мужа).

3. Распоряжение имуществом семьи и экономической жизнью семьи матерью, собственность на имущество.

В СССР жена распоряжалась имуществом и доходами семьи — факт общеизвестный, все знали, что муж должен зарабатывать, а жена — тратить. До сих пор кажется, что многие семьи и в России переняли эту практику.

4. Дискриминация мужчин и привилегии женщинам.

Этот пункт включает в себя сразу несколько подпунктов. С первых лет существования СССР государство провозгласило своей целью улучшение положения женщины, признало её угнетённым классом, а мужчину — угнетателем. Товарищ Ленин В.И., указал на сделанное властью для переворота в положении женщины:

«Советской властью, как властью трудящихся, в первые же месяцы её существования, был произведён в законодательстве, касающемся женщины, самый решительный переворот. Из тех законов, которые ставили женщину в положение подчинённое, в Советской республике не осталось камня на камне.»

(В. И. Ленин. «О задачах женского рабочего движения в Советской республике». Речь на IV московской общегородской беспартийной конференции работниц 23 сентября 1919 г. В. И. Ленин. Сочинения. Изд. 4-е, т. XXX, стр. 23.)

Равноправное положение женщины в Советском Союзе было закреплено статьёй 122 Конституции СССР. Но фактически в статье идёт речь не только о равных правах, но и об установлении привилегий женскому полу: говорится об охране интересов матери и ребёнка, помощи одиноким матерям, и не слова не говорится об охране интересов отцов и ребёнка, ни слова о помощи одиноким отцам. 8 июля 1944 г. был издан Указ Президиума Верховного Совета СССР «Об увеличении государственной помощи беременным женщинам, многодетным и одиноким матерям, усилении охраны материнства и детства, об установлении почётного звания «Мать-героиня» и учреждении ордена «Материнская слава» и медали «Медаль материнства». Указ Президиума Верховного Совета СССР от 23 ноября 1955 г. «Об отмене запрещения абортов», оградил женщину от вреда, наносимого ей внебольничными абортами, и предоставил женщине возможность самой решать вопросы материнства. В Верховном Совете СССР существовал «Комитет по делам женщин, охраны семьи, материнства и детства» — и ни слова об отцах. Ассоциация семьи с женщиной зашла так далеко, что регистрацию браков в ЗАГСах стали проводить исключительно женщины.

Аналогично обстояло дело с культом матери. Мать-женщина постоянно восхвалялась в государственной пропаганде. Например, приведём фрагмент книги «Здоровье женщины«: «Человек появился на свет. Первое лицо, которое склонилось над ним, — лицо матери. Первое слово, которое он произносит, — слово «мама». Это слово он произносит и в час опасности, и в последнюю минуту жизни«.

Элементы дискриминации видны и в статье 122 Конституции. Кодексом законов о труде было запрещено использовать труд женщин на тех работах, которые могут оказать неблагоприятное воздействие на организм женщины, но то же не было запрещено для мужчин; существовали разные нормы в условиях и оплате труда, для женщин устанавливались привилегии, объясняемые заботой о её здоровье и материнстве, беременности и последующем выращивании ребёнка.

Примерами неравного положения мужчин могут быть также насильственное помещение мужа в ЛТП по заявлению жены, установление опеки и контроля за зарплатой и пенсией мужа, ограничение дееспособности мужа по заявлению жены, считающей, что тот злоупотребляет спиртными напитками (статья 16 Гражданского кодекса РСФСР), и так далее.

В делах об изнасилованиях позиция мужчины в суде была неравноправной — суд был склонен доверять обвинениям со стороны женщины, и не верил отрицанию своей вины мужчиной. Женщина могла вести себя как угодно, не обращая внимания на то, что её поведение могло провоцировать (или возбуждать) мужчину. Мужчина должен был вести себя контролируемо и послушно воле женщины. В этом смысле показательны комментария и мнения мужчин относительно изнасилования ныне известного медийного персонажа Дианы Шурыгиной (известный музыкант Enjoykin даже сочинил про неё хит-ремикс из её же слов: «Я сидела дома, никуда не выходила«…).

Особенно остро и поныне мы наблюдаем демонстрация женщинами в общественных местах подчинённого положения мужчины. Как в СССР, так и сейчас распространена картина, когда при входе женщины в общественный транспорт, если не было свободного места, мужчина нервно дёргался, вскакивал и уступал его. Если он этого не делал, женщина сварливо требовала уступить ей место, и опозоренный мужчина так или иначе должен был уступить («Что это за мужик такой?! Видит же, что женщина стоит…»).

И, наконец, дискриминация в управлении государством. Советская власть лишила возможности мужчин добывать что-то, зарабатывать, иметь какие-то права, и они просто так болтались без дела. В основном женщины всё решали, по крайней мере на среднем уровне.

«Дома — половина разведённых семей, одна мать, бабки, тётки. В школе — опять одни тётки, куда придёшь в учреждение — опять одни тётки, и так вот — тётки, тётки, тётки… И вырастал мужчина такой вот, воспитанный всевозможными тётками, и он знал, что они всё решают, они должны это делать, они всё как-то вот. «А я что? Моё дело сторона — напился и пошёл на гармошке играть. Потому что ничего всё равно не изменишь».

(О. С. Климков, из проповеди 19 мая 2013 года).

Мои заметки


Расти для себя или для других?

Не в том ли заключается проект человека, чтобы достичь максимальной точки своего собственного развития? Осознать смысл своей жизни и, осознав смысл, предпринять все остальные действия вовне? Не помогать другим, потому что это "нужно для спасения" или для чего-то ещё, а помогать, потому что нельзя не помогать?

Когда online-психотерапия с детьми – плохая идея?

Дети – это не какие-то неведомые существа, а просто маленькие люди, и они имеют такое же право на психотерапевтическую помощь, как и взрослые. Конечно, необходимо учесть особенности детской психики и в определённой мере скорректировать терапию.

Экзистенциальная терапия и живопись

Умение жить по шаблону, получив от терапевта заранее сфабрикованную структуру смыслов - это другой путь к бессмысленности.

Как справиться с тревогой из‑за новостей?

Ещё не отступила тревога заражения коронавирусной инфекцией, а уже новые события в мире не заставляют себя ждать. Потеря или страх потери работы; страх приближающейся войны; страх нищенского существования после повышения цен; тревога после просмотра новостей; беспокойство за близких; реальная угроза физической безопасности.

«Круглый стол» в детской колонии

Тюрьма есть ремесло окаянное, и для скорбного дела сего истребны люди твёрдые, добрые и весёлые. Ведь если приходишь на работу, а у тебя зло на душе, ты это место ещё хуже сделаешь. Твёрдость нужна, чтобы не сломаться. Допустим, читаю материалы уголовного дела парня, который приехал, и у меня «мурашки по обуви бегут». Смотрю на него – ну никак не сочетается его внешность и то, что он натворил.