г. Санкт-Петербург, г. Пушкин,
ул. Пушкинская, д. 14

Расти для себя или для других?

«Человек ощущает смысл и цель своей собственной жизни лишь когда осознаёт, что нужен другим».

Стефан Цвейг

Величайшие умы экзистенциальной философии считали, что смысл человеческой жизни заключается в сострадании, альтруизме и помощи другим. Именно в этом реализуется подлинная экзистенция человека. Так считали М. Хайдеггер, С. Кьеркегор, А. Шопенгауэр. Но почему людям, живущим для других, отводится так мало времени?

Я вспоминаю судьбу протопресвитера Александра Шмемана. Александр Шмеман — великий проповедник и богослов, не только автор популярных и горячо любимых в России книг, но и миссионер, чей голос на радио «Свобода» будил веру, заставлял задуматься над смыслом жизни.  Его беседы были посвящены самому главному, центральному в христианской вере — отношениям Бога и человека, мира и Церкви, веры и культуры. Он умер от рака лёгких в 62 года. Сколько бы он смог ещё дать людям, если бы ему довелось прожить «лишние» 20 — 30 лет!

Упомянутый выше Сёрен Кьеркегор умер в 42 года. Альфред Адлер, основатель индивидуальной психологии, умер в 62 года. Его ученик Абрахам Маслоу (тот самый основатель «пирамиды потребностей», которой учат в любом психологическом ВУЗе и, конечно же, неправильно) — также в 62. Фридрих Ницше умер в 55 лет. Немецкий промышленник Оскар Шиндлер, прославившийся на весь мир тем, что спас от смерти около тысячи евреев, работавших на его заводе, прожил 66 лет. И даже с учётом изменения продолжительности жизни от века к веку время, отведённое им и многим другим мыслителям, кажется коротким.

Не в том ли заключается проект человека, чтобы достичь максимальной точки своего собственного развития? Осознать смысл своей жизни и, осознав смысл, предпринять все остальные действия вовне? Не помогать другим, потому что это «нужно для спасения» или для чего-то ещё, а помогать, потому что нельзя не помогать? Вспоминая библейские истории, Христос творил чудеса не потому, что хотел явить силу. Он не хотел творить, но он не мог не творить. Также и здесь, не реализуется ли помощь другим как следствие твоего духовного состояния? Иными словами, а именно, преподобного Серафима Саровского, «Стяжи дух мирен и вокруг тебя тысячи спасутся».

Мои заметки


Расти для себя или для других?

Не в том ли заключается проект человека, чтобы достичь максимальной точки своего собственного развития? Осознать смысл своей жизни и, осознав смысл, предпринять все остальные действия вовне? Не помогать другим, потому что это "нужно для спасения" или для чего-то ещё, а помогать, потому что нельзя не помогать?

Субъект-ориентированный подход в психоанализе и категория свободы

Если пациент сам задаст процессу оптимальное направление, определит его стратегию, то аналитику не потребуется решать за пациента. Но где эти истинные границы свободы?

Что лечит психоанализ?

Метод психоанализа предполагает интенсивную совместную работу с частотой встреч от 3 до 5 в неделю и продолжительностью курса длиной от 1 года. Разумеется, он не может не быть дорогостоящим, но как же получается, что такой трудоёмкий и дорогостоящий метод остаётся не только востребованным, но и продолжает развиваться?

Язык и бессознательное

Какие бы земные языки мы не изучали, мы не в силах преодолеть этой универсальной несвободы: получается, язык, в некотором смысле, это тюрьма, клетка, в которой прутья клетки – это грамматические категории языка, а пол – линеарная темпоральность.

Почему люди уходят из психотерапии

Психоанализ - это попытка предложить анализанду выйти из того опыта, в котором он привык выживать, и попробовать познакомиться с другими гранями жизни. Это новое, незнакомое, интенсивное, но живое. Психоанализ даёт инструментарий, чтобы видеть, думать, чувствовать шире, по-разному.