
Для исследования психоаналитической ситуации в оптике фундаментальной онтологии представляется необходимым рассмотреть саму психоаналитическую ситуацию и отдельные её параметры с позиций феноменологии и рассмотреть их онтологический статус.
В качестве основных параметров психоаналитической ситуации мы будем рассматривать — сеттинг, нейтральность, запрос анализанда, перенос, контрперенос, интерпретацию.
Под сеттингом (в переводе с английского — настройки, установка) понимается совокупность ограничений и правил, которые накладываются на процесс проведения психотерапевтических сеансов. Сеттинг определяется как изначальные установки, которые обговариваются аналитиком и анализандом во время первичной консультации. Они затрагивают следующие вопросы:
— время: как часто проводятся сеансы и их общее количество;
— место: описываются детали начиная от территориального месторасположения, до расположения аналитика и анализанда относительно друг друга и положения анализанда;
— оплата: размер, способ, периодичность1Шумкова, С. В. Сеттинг: поле, на котором происходит терапия //Будущее клинической психологии. — ФГБОУ ВПО «Пермский государственный национальный исследовательский университет. — 2014 — С. 257-261, С. 257.
Роль и значение сеттинга связано с одной стороны с технической стороной организации терапии и стремлением получить большего эффекта, с другой — это дополнительный метод диагностики, так как любое нарушение сеттинга анализандом — «есть продолжение глубинных бессознательных проблем пациента, требующих анализа»2Голдсмит, Г. Н. Психотерапевтический сеттинг в психоанализе и психотерапии //Журнал практической психологии и психоанализа. — № 2, 2009 [Электронный ресурс] — Режим доступа: <https://psyjournal.ru/articles/terapevticheskiy-setting-v-psihoanalize-i-psihoterapii>.
С онтологических позиций в разрезе субъектно-объектного содержания — сеттинг является важной системой регламентации отношений анализанда с внешним объективным миром, пусть и лишь в определённом фрагменте — сеансах психоанализа. Необходимость действовать по правилам — имеет чёткое рациональное и объективное требование, которое само по себе не может вытекать из потока переживаний, а значит подключает сознательное регулирование анализандом своих действий, необходимо рационализируя его восприятие.
Нейтральность — важная характеристика отношения аналитика во время терапии, основанная на принципе отстранённости. Как указывает Д. А. Ольшанский: «аналитик не со-чувствует, не проявляет эмпатию и вживается в проблемы пациента (иначе он сам видел бы в другом самого себя); только не принимая проблемы на свой счёт, не авторизуя их, и, следовательно, не привнося собственного наполнения, можно сделать их предметом анализа»3Ольшанский, Д. А. Основное правило психоанализа: от клиники означающего к клинике наслаждения //Credo new — № 1, 2011 — С. 13-19..
Нейтральность своего рода иммунитет аналитика от потока переживаний анализанда, установка, позволяющая выглядеть наблюдателем, а не активным участником переживаний. Нейтральность продиктована необходимостью иметь объективные основания здоровой личности и здорового восприятия событий реального мира, как ведущий ориентир всей терапии, которая не может полагаться на эмоционально-чувственное восприятие аналитика.
Здесь Д. А. Ольшанский пишет: «Этика вообще не может корениться в эмоционально-чувственных отношениях, иначе все суждения были бы продиктованы настроением или капризом: то, что мне сегодня нравится становилось бы «благом», а всё чуждое и неприятное — «злом». Воспринимать другого, который ничем не похож на тебя самого, можно лишь тогда, когда ты относишься к нему безлично, нейтрально. Этика предполагает незаинтересованность, поскольку только так можно дать место для инаковости другого, только так пациент сможет увидеть границы собственной субъектности и понять логику работы своего бессознательного, динамику её становления4Ольшанский, Д. А. Основное правило психоанализа: от клиники означающего к клинике наслаждения //Credo new — № 1, 2011 — С. 13-19..
Нейтральность есть ресурс проявления субъективности анализанда, «лакмусовая бумажка», показывающая субъективность восприятия, а значит — его изменчивость. Изменчивость ведёт к вариативности интерпретаций, а значит, субъективные переживания могут быть легко пересмотрены. Нейтральность как бы подчёркивает субъективный характер переживаний анализанда, проявляет её, обозначает.
Запрос анализанда — это просьба о помощи: то, что анализанд хочет получить в результате терапии. Во-первых, запрос анализанда имеет ключевое значение в обозначении возможности качественной оценки проведённой терапии: конечная цель и потребность, определяемая анализандом.
Во-вторых, способность обозначить проблему и выразить её посредством слов перед аналитиком — это своего рода конституирование проблемы, первый шаг к её решению.
В-третьих, обозначение проблемы и её выявление в потоке переживаний — это уже проделанная работа со своими переживаниями, работа как с объектом, а не частью существа субъекта. Оно предполагает выделения этих переживаний, их вытеснение и десубъективацию, как бы отстранение их от субъекта. Таким образом, запрос содержит в себе исходный посыл к рационализации анализандом собственных переживаний.
В-четвёртых, запрос — это мотивация анализанда, оформленная и обозначенная. Это его потребность и личная заинтересованность прибегнуть к терапии. Таким образом, запрос анализанда позволяет настроить его отношения с аналитиком при явном смещении акцента в заинтересованности результата терапии анализанда главным образом, а не аналитика.
Перенос предполагает перемещение ранее пережитых чувств и отношений (особенно в детстве), проявлявшихся к одному лицу, на другое лицо. Наиболее подробно проблема переноса описана З. Фройдом в работе «Заметки о любви в переносе»5Фройд, З. Заметки о любви в переносе / пер. М. Вульфа [Электронный ресурс] — Режим доступа: <https://psychoanalysis.by/2018/03/29/article-psychoanalysis/>. В ней подробно разбирается проблема любви переноса анализанда к аналитику, вытекающая из самой психоаналитической ситуации и бессознательного стремления анализанда сделать из аналитика «безопасный объект». Такой перенос, как и «всё мешающее продолжению лечения может быть выражением сопротивления»6Фройд, З. Заметки о любви в переносе / пер. М. Вульфа [Электронный ресурс] — Режим доступа: <https://psychoanalysis.by/2018/03/29/article-psychoanalysis/>.
Мы видим, что такой перенос является своеобразной попыткой лишить аналитика нейтральности и вовлечь его в собственный субъективный мир переживаний, где ему отведена определённая роль. З. Фройд пишет: «Пациентка, даже самая послушная до того, вдруг лишилась понимания и интереса к лечению, не хочет ни слышать, ни говорить ни о чём, кроме своей любви, и требует ответной; она отказалась от своих симптомов или не обращает внимания на них, она объявляет себя даже здоровой. Вся сцена совершенно меняется, как будто бы игра сменилась ворвавшейся внезапно действительностью, словно пожар, вспыхнувший во время театрального представления. Кому как врачу первый раз приходится переживать подобное, тому нелегко сохранить аналитическое положение и не поддаться ошибке, решив, что лечению действительно пришёл конец»7Фройд, З. Заметки о любви в переносе / пер. М. Вульфа [Электронный ресурс] — Режим доступа: <https://psychoanalysis.by/2018/03/29/article-psychoanalysis/>.
Как указывает Н. В. Рождественская, независимо от зрелости личности консультанта он — человек и непременно имеет неразрешённые внутренние конфликты. Болезненные темы и порождают контрперенос, если клиент невольно их затрагивает8Рождественская, Н. В. Контрперенос: ошибка или ресурс психотерапевт // Интеллектуальные ресурсы — региональному развитию. — № 2, 2022 — С. 91-96.. А. А. Миронова говорит о контрпереносе, который «может выражать себя в форме эмпатии, когда терапевт искренне сопереживает клиенту, идентифицирует себя с его чувствами и ощущениями, внешним поведением»9Миронова, А. А. Феномен переноса и контрпереноса в терапевтическом процессе //Формирование гуманитарной среды в ВУЗе: инновационные образовательные технологии. — № 1, 2019 — С. 433-438..
Таким образом, под контрпереносом в общепринятом смысле понимается ряд личных реакций аналитика на анализанда. Проблема, или как раз основное достоинство контрпереноса связана с тем, что аналитик хотя и представляет собой рациональное начало и некую связь с реальным объективным миром анализанда в процессе терапии, он остаётся человеком, по-своему отображающим мир в своём потоке переживаний.
К. Г. Юнг, поднимая проблему контрпереноса, подчёркивал естественную его природу, однако утверждал, что аналитику «о своих потребностях нужно знать и по возможности удовлетворять их в другом месте, а иногда и жертвовать ими»10Юнг, К. Г. Неизвестный Юнг. Собрание переводов / Терин В. П.. — Москва: Колос, 2010 — 188 с., С. 45.. Тем не менее, феноменологическая революция в психоанализе на самом деле произошла во время открытия контрпереноса, когда стало понятно, что основным источником информации о феноменологии клиента может стать феноменология психоаналитика – на что, как и посредством каких своих собственных реакций психоаналитик реагирует на клиента. Психоаналитик осведомлен о своих реакциях и поэтому через рефлексию их (осознание своей собственной интенциональности) получает непосредственный доступ в эмоциональный мир клиента, причем не столько с точки зрения проявлений, сколько с точки зрения содержания проявлений самого клиента в психоаналитическом контакте11Феноменологический метод в психотерапии самости https://phenomena.by/article/fenomenologicheskiy-metod-v-psikhoterapii-samosti.
В концепции американского психоаналитика Томаса Огдена в психоаналитическом процессе участвуют не только аналитик и его пациент. Томасу Огдену принадлежит концепт «аналитического третьего» (или «интерсубъективного аналитического третьего»), поскольку в момент, когда субъективный опыт анализанда вступает во взаимодействие с субъективным опытом аналитика, рождается третий участник анализа — интерсубъективно генерируемый опыт этой аналитической пары. «Аналитический третий» порождается субъективностями анализанда и аналитика, и он порождает сам анализ, поскольку без него не существует и аналитика с анализандом. Подобно тому, как по Винникоту, нет отдельно матери и младенца, так, по Огдену, «нельзя просто говорить об аналитике и анализанде, как об отдельных субъектах, которые воспринимают друг друга как объекты»12Огден Т. Аналитический третий: работая с интерсубъективными фактами. International Journal of Psycho-Analysis, 75:3-19, 1994. (Перевод с английского Евграшиной М. В.).
Говоря об онтологических основаниях контрпереноса, важно подчеркнуть, что если исходить из рассмотрения лишь психоаналитической ситуации и рассматривать аналитика в позиции аналитика, а не обычного человека, бытие которого в том числе представлено потоком переживаний, то важно отметить, что контрперенос воздействует на Dasein аналитика, его «здесь и сейчас» как аналитика частично подменяется на «здесь и сейчас» субъекта бессознательных переживаний — реакций на анализанда. Перенос и контрперенос, будучи эмоциональными реакциями аналитика и анализанда друг на друга c онтологической точки зрения представляют собой co-бытие — mitsein: включение в своё личное бытие бытийных основания другого.
Интерпретация — важный и центральный этап психоаналитической ситуации, когда аналитик смог найти объяснение существующей у анализанда проблемы, когда истолкованы глубинные бессознательные причины его психологических проблем, а также приняты и поняты им.
С антропологических позиций интерпретация — важный терапевтический ресурс избавления от психических расстройств, с онтологических — вскрытие истинных бытийных основ существования личности, углублённое самопонимание и рефлексия собственного бытия на истинном осознанном уровне. Она представляет собой восстановление утерянных причинно-следственных связей, воссоздаёт истинную полноразмерность бытия, когда бессознательные вытесненные процессы обнаружены и осознаны.
Если бытие человеком вмещает в себя, главным образом, лично переживаемое субъективное бытие, где отражение действительности построено на сознательно-бессознательных парадоксах и представлено состоянием погружённости в личные психические переживания, то интерпретация позволяет вырвать человека из этого потока, остановить его и перевести на язык сознания. То есть, из явления психики перевести бытие в явление сознания.
© 2002 — 2023. Все права защищены. Предложение не является публичной офертой. Перепечатка произведений без личного согласия автора запрещена.