г. Санкт-Петербург, г. Пушкин,
ул. Пушкинская, д. 14

Новый закон о психологической помощи

Как мы знаем, Комитет Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей направил проект Федерального закона «О психологической помощи в Российской Федерации» на обсуждение профессионального сообщества. Мнения представителей профессионального сообщества будет собирать, в том числе, «Общероссийская профессиональная психотерапевтическая лига». На обсуждение законопроекта запланировано две недели. Сам законопроект расположен по ссылке. Что же нового будет предложено в этом законе?

Во-первых, радикальные изменения предлагает статья 6 данного закона, которая гласит: «К лицам, осуществляющим психологическую помощь, предъявляются следующие требования: наличие высшего психологического образования, полученного в высшем учебном заведении, имеющем аккредитацию в установленном федеральном законодательстве порядке не ниже специалитета или магистратуры». Иными словами, это предполагает запрет на профессиональную деятельность для огромного числа практикующих специалистов и, по сути, крест на профессиональной переподготовке по профилю «Психология». Примечательно, что в данном контексте даже лица с высшим медицинским образованием, например, врачи-психиатры, теперь не смогут называть себя психологами.

С другой стороны, никаких дополнительных требований к претендующему на должность специалиста, не предусмотрено, ни в положительном, ни отрицательном контексте. Ответственность за наличие прохождения личного анализа, супервизий и дополнительного обучения теперь ложится на негосударственные организации, в которые на условиях членства принимают психолога (статья 2). Зато психологом может стать человек, имеющий судимость, хотя, в соседнем дружественном государстве явно существуют требования, кто не может быть психологом: человек, имеющий судимость за преступления против личности и человек, работавший педагогом и уволенный за аморальный проступок.

В законопроекте указано, что допускается работа в форме частной практики, но ничего не сказано о статусе самозанятого. Таким образом, с учётом двусмысленности трактовок, может получиться так, что для частной практики потребуется регистрация психолога в качестве индивидуального предпринимателя.

Также, настораживает п. 4.1 ст. 11, где говорится о том, что конфиденциальные сведения должны предоставляться по запросу органов дознания и следствия и прочих силовых структур.

Мы знаем о том, что гражданские законы не имеют обратной силы, то есть конкретно этот закон должен применяться к лицам, получающим образование после вступления закона в силу. Но одновременно с этим, закон должен содержать нормы о том, как необходимо учитывать полученное ранее образование — а этого в проекте нет.

На самом деле, принятие такого закона в текущих формулировках является крайне сомнительным делом и создаёт возможности двоякой трактовки большого количества пунктов. Данный законопроект, на мой взгляд, требует тщательной переработки, особенно требований к квалификационным органам, юридическим статусам работников, в том числе в целях соотнесения его с уже сложившейся профессиональной практикой.