«Можно» и «нельзя» или неврозы у детей

Папа покачал пальцем: «Это делать нельзя!». Мать тут же бросилась к ребёнку: «Ну как же так, он ещё маленький». И, схватив ребёнка в охапку, побежала туда, где ребёнку будет «всё дозволено». К каким последствиям ведёт такое бесполезное воспитание, попробуем разобраться.

Вне зависимости от того, в каком случае был продемонстрирован данный «плюрализм мнений», ребёнок уже встал перед травмирующей задачей. Как можно выбрать позицию одного из двух взрослых, если оба из них для него авторитеты? В этой ситуации ребёнок чётко усваивает простую истину: когда один из родителей говорит «нельзя», то, чтобы получить «можно», нужно призвать на помощь другого родителя. Но не только. Ведь в отсутствии родителей ребёнок «потеряется», будет чувствовать неуверенность. Ему непонятно, как быть, когда ни папы, ни мамы рядом нет.

С педагогической точки зрения, мама подрывает родительский авторитет в целом: и папин, и свой. А с психологической? Малышу как никогда нужны чёткие границы, поскольку они — это не только запреты, но и гарантия его безопасности. Любая граница позволяет ребёнку снизить тревогу и напряжение, успокоиться. В отсутствии границ психика ребёнка пытается защитить его от возможных негативных последствий или переживаний. Усиливается невротизация. Могут проявляться симптомы навязчивых состояний: неконтролируемое желание сосать палец, грызть ногти, ручки, волосы и так далее.

Почему вообще возникает такой конфликт? Такое стремление родителя может быть обусловлено сильными негативными чувствами, связанными с ребёнком; переносом своих собственных детских обид; повышенной тревожностью; желанием оставить ребёнка зависимым. Такие запреты нельзя назвать конструктивными, но и родителей упрекать нельзя. Но и у детей в ответ возникает реакция обиды или злости, в ином случае — принятия, в третьем — манипуляции. Что же делать в данном случае родителям?

  1. Уделите немного времени своим позициям в воспитании и придите к одному мнению;
  2. Научитесь излагать своё мнение ребёнку коротко и ясно: «Я тебе не разрешаю (запрещаю) это делать»;
  3. Выдерживайте ответную негативную реакцию ребёнка: «Да, я понимаю, что ты разозлился/разозлилась, потому что я тебе не разрешила сделать это»;
  4. Оставайтесь последовательны в поддержании запрета. Изменить или отменить его возможно лишь в случае обоюдного решения — на один особенный случай или насовсем.

Соблюдение этих несложных правил позволит не только снизить риск невроза, но и найти общий язык с ребёнком, помочь ему выстроить собственные жизненные ориентиры. Будьте здоровы!