г. Санкт-Петербург, г. Пушкин,
ул. Пушкинская, д. 14

Алекситимия и эмпатия у делинквентных подростков

Аннотация. Задачи исправительно-воспитательных учреждений для подростков-правонарушителей предполагают не только отбывание наказания, но и коррекцию личности поведения, что предполагает методы психологического воздействия на качества, которые являются факторами делинквентного поведения. Косвенные и прямые (реже) данные исследований дают основания полагать, что в число таких факторов включены выраженная алекситимия и сниженная эмоциональная эмпатия. В статье даются определения и краткие характеристики алекситимии и эмпатии, обосновывается их взаимосвязанность, отмечается, почему эти свойства личности значимы для морально-этического поведения как противоположного делинквентному.

Ключевые слова: алекситимия, эмпатия, развитие эмпатии, эмоциональный отклик, подростки-правонарушители, делинквентные подростки, психологическая коррекция

ALEXITHYMIA AND EMPATHY OF DELINQUENT ADOLESCENTS

Uglev Semjon Leonidovich, EEIP

Annotation. The tasks of correctional and educational institutions for juvenile offenders involve not only serving a sentence, but also correcting the personality of behavior, which involves methods of psychological influence on qualities that are factors of delinquent behavior. Indirect and direct (less often) research data suggest that pronounced alexithymia and reduced emotional empathy are included among such factors. The article gives definitions and brief characteristics of alexithymia and empathy, substantiates their interconnectedness, and notes why these personality traits are significant for moral and ethical behavior as opposed to delinquent.

Keywords: alexithymia, empathy, developing empathy, emotional response, juvenile delinquents, delinquent teens, psychological correction.

В современных условиях распространённости и «омоложения» преступности коррекция делинквентного поведения является необходимым и важным шагом для построения здорового общества. Современные специалисты в области психологии развития, юридической психологии, социальной педагогики признают роль психологических факторов в провоцировании делинквентного поведения. Соответственно, понимание, какие психологические особенности влияют на делинквентное поведение, и, напротив, развитие каких качеств личности способствует его устранению, актуально с теоретической и практической точек зрения. Установлено, что делинквентным подросткам свойственны деформации в мотивационно-потребностной, эмоционально-волевой, коммуникативной сферах, в частности примитивные, слабо дифференцированные потребности, снижение интереса к общественно полезной деятельности, повышенная конфликтность, агрессивность, враждебность, тревожность, эмоциональная неустойчивость, экстернальный локус контроля и асоциальные ценностные ориентации [1]. Эти качества позволяют предположить, что подросткам-правонарушителям свойственны сниженная способность эмоционального отклика по отношению к другим людям и трудности распознавания эмоций. Также имеются данные о более высокой алекситимии у делинквентных подростков [9] и более низкой эмпатии у них [7]. Однако, в российской юридической и возрастной психологии, они мало исследованы, поэтому требуют дальнейшего изучения.

Термин «алекситимия» был введен в 1970-х годах психиатрами-психоаналитиками П. Сифнеосом и Д. Немианом для описания группы нарушений когнитивной и эмоциональной обработки. В процессе дальнейшего изучения конструкт алекситимии был концептуализирован как многомерная черта с четырьмя взаимосвязанными компонентами: 1) трудность в определении собственных чувств, 2) трудность в описании чувств, 3) внешне-ориентированное мышление, 4) трудности с фантазированием [2]. Алекситимия не является медицинским диагнозом, этого понятия нет в классификации болезней, об алекситимии говорят как об особом сочетании эмоциональных, когнитивных и личностных проявлений. Эмоциональная сфера характеризуется трудностями с определением (идентификацией) чувств и эмоций, сниженной способности или затрудненности вербализации собственных эмоциональных состояний. Лицам с выраженной алекситимией трудно оценить модальность переживаний, сложно понять — огорчены они, встревожены или раздражены. На фоне низкой эмоциональной дифференцированности у алекситимиков в ряде ситуаций с лёгкостью возникают кратковременные, но чрезвычайно резко выраженные в поведении аффективные срывы, причины которых плохо осознаются. Когнитивный компонент алекситимии характеризуется недостаточностью воображения, утилитарным способом мышления и фокусированием в большей мере на внешних событиях, чем на внутренних переживаниях [2].

В личностном профиле лиц с выраженной алекситимией отмечаются высокая личностная тревожность, инфантильность жизненной позиции, недостаточно развитая рефлексия, неспособность активного вмешательства в обстоятельства жизни; сниженная способность коммуницировать, пренебрежение к своему внутреннему миру [2]. П. М. Ларионов и И. А. Гречуха отмечают, что алекситимия связана с дефицитом когнитивно-эмоциональной сферы личности, что, согласно приведённым выше российским и зарубежным исследованиям, может приводить к деструктивному совладанию с трудностями, агрессивному поведению [5]. Вследствие дефицита рефлексии как психологической основы для саморегуляции, алекситимия не позволяет личности адекватно регулировать свое эмоциональное состояние и поведение, управлять своими побуждениями, что приводит к различного рода отклонениям, в т.ч. поведенческим [8]. Среди отклоняющихся форм поведения могут быть нарушения соматического здоровья, аддиктивные самореализации, делинквентность.

В современных представлениях об эмпатии в психологии выделяют два её аспекта, которые неразрывно связаны между собой: эмпатия как феномен познания и феномен отношения. В первом значении смысл эмпатии заключается в способности к пониманию, постижению эмоциональных состояний другого человека за счёт вчувствования в его внутренний мир, способности представить себя на месте другого. Эмпатия как отношение означает способность человека к эмоциональной отзывчивости, сопереживанию и сочувствию. Эмпатия имеет большое значение для отношений людей, как межличностных, так и социальных. С развитыми эмпатическими способностями связаны мотивация альтруизма и аффилиации, морально-этического поведения. Таким образом, эмпатия вправе считаться одним из условий «общежития» людей [4]. Из этого утверждения прямо вытекает положение о том, что развитая эмпатия противоречит преднамеренному делинквентному поведению.

В подростковом возрасте эмпатия является важнейшим фактором социальной адаптации [3]. А её недостаток, видимо, будет способствовать дезадаптивным формам социального поведения.

В исследовательской литературе отмечается, что алекситимия связана с дефицитом эмпатии и фактически выступает трансдиагностическим предвестником эмпатических трудностей. Лица с высоким уровнем алекситимии при дефиците умений понимать чувства других людей, откликаться на них, сопереживать, способны к примитивному эмоциональному заражению переживаниями окружающих [6]. На наш взгляд, такую способность можно использовать как основу для развития более тонких аспектов эмпатии.

В исследовании И. А. Горьковой и А. В. Микляевой выявлено, что у подростков с устойчивым противоправным поведением уровень эмпатии к родителям, детям, животным не имеет значимых различий с контрольной группой, но значимо ниже эмпатия по отношению к незнакомым людям [3]. Наличия способностей к некоторым видам эмпатии позволяют оптимистично оценивать возможности развития несформированных аспектов эмпатии и общей способности к эмоциональному отклику и переживанию у делинквентных подростков.

Наличие обратной взаимосвязи между алекситимией и эмпатией позволяет предполагать, что развитие эмпатии будет способствовать снижению алекситимии.

Применительно к подросткам с делинквентными проявлениями развитие эмпатии и снижение алекситимии будут способствовать общему позитивному развитию личности подростка. За счет этого можно предполагать их роль в отказе от делинквентного поведения и развития социальных форм поведения.

Выводы: Алекситимия и эмпатия представляют собой разные, противоположно направленные процессы и феномены эмоционально-когнитивных процессов, что объясняет наличие взаимосвязи между ними. И алекситимия (её выраженность) и эмпатия (её неразвитость) отражают снижение возможностей адаптивной социальной и межличностной коммуникации. Развитие эмпатии и отсутствие алекситимических проявлений, по всей видимости, включены в число факторов морально-этического саморегулирования поведения, поэтому их коррекция может выступать одним из направлений первичной и вторичной профилактики делинквентного поведения.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Брель Ю. А. Алекситимия в норме и патологии : психологическая структура и возможности превенции : автореферат дис. доктора психологических наук : 19.00.04. – Томск, 2018. – 39 с.
  2. Васягина Н. Н. Делинквентное поведение подростков: феноменология, причины, возможности профилактики // вестник практической психологии образования. – 2018. — № 1-2 (54-55). – С. 12-17.
  3. Горьковая И. А., Микляева А. В. Эмпатия у подростков мужского пола с устойчивым противоправным поведением // Герценовские чтения: психологические исследования в образовании. — 2020.  — Выпуск 3. С. 255-261.
  4. Карягина Т. Д. Эволюция понятия «эмпатия» в психологии. Дисс. … уч. ст.кандидата психологических наук. – Москва, 2013. – 175 с.
  5. Ларионов П. М., Гречуха И. А. Роль алекситимии и когнитивной регуляции эмоций в развитии агрессивного поведения подростков // Клиническая и специальная психология. – 2020. – Т. 9. – № 4. – С. 57-98.
  6. Москачева М. А., Холмогорова А. Б., Гаранян Н. Г. Алекситимия и способность к эмпатии // Консультативная психология и психотерапия. – 2014. – № 4. – С. 98-112.
  7. Barriga A. Q. Sullivan-Cosetti M., Gibbs J. C.  Moral cognitive correlates of empathy in juvenile delinquents // 24 September 2009 https://doi.org/10.1002/cbm.740
  8. Dubey A., Pandey R. Mental health problems in alexithymia: Role of positive and negative emotional experiences // Journal of Projective Psychology & Mental Health. 2013. № 20(2). P. 128- 136.
  9. Snow P. C.,  Woodward M.,  Mathis M.  Powell Language functioning, mental health and alexithymia in incarcerated young offenders // Speech Lang Pathol. 2016 Feb; 18 (1): 20-31. doi: 10.3109/17549507.2015.1081291.

REFERENCES

  1. Brel Yu. A. Alexithymia in norm and pathology : psychological structure and possibilities of prevention : abstract dis. … Doctors of Psychological Sciences : 19.00.04. – Tomsk, 2018. – 39 p.
  2. Vasyagina N. N. Delinquent behavior of adolescents: phenomenology, causes, possibilities of prevention // Bulletin of practical psychology of education. – 2018. — № 1-2 (54-55). – Pp. 12-17.
  3. Gorkova I. A., Miklyaeva A. V. Empathy in male adolescents with persistent illegal behavior // Herzen readings: Psychological research in Education. — 2020. — Issue 3. pp. 255-261.
  4. Karyagina T. D. The evolution of the concept of «empathy» in psychology. Diss. … uch. art. candidate of psychological sciences. – Moscow, 2013. – 175 p.
  5. Larionov P. M., Grechukha I. A. The role of alexithymia and cognitive regulation of emotions in the development of aggressive behavior of adolescents // Clinical and special psychology. — 2020. – Vol. 9. – No. 4. – pp. 57-98.
  6. Moskaleva M. A., Kholmogorova A. B., Garanyan N. G. Alexithymia and the ability to empathy // Consultative psychology and psychotherapy. — 2014. – No. 4. – pp. 98-112.
  7. Barriga A. Q. Sullivan-Cosetti M., Gibbs J. C.  Moral cognitive correlates of empathy in juvenile delinquents // 24 September 2009 https://doi.org/10.1002/cbm.740
  8. Dubey A., Pandey R. Mental health problems in alexithymia: Role of positive and negative emotional experiences // Journal of Projective Psychology & Mental Health. 2013. № 20(2). P. 128- 136.
  9. Snow P. C.,  Woodward M.,  Mathis M.  Powell Language functioning, mental health and alexithymia in incarcerated young offenders // Speech Lang Pathol. 2016 Feb; 18 (1): 20-31. doi: 10.3109/17549507.2015.1081291.