г. Санкт-Петербург, г. Пушкин,
ул. Пушкинская, д. 14

А нужен ли смысл жизни?

На тему смысла жизни написано много статей, трудов, трактатов. Ещё Сократ исследовал вопросы духовного процветания, а по сути, вся философия является попыткой ответа на вопрос смысла жизни. Философский вопрос развили и психологи. На основании учений Августина Аврелия, Сёрена Обю Кьеркегора, Мартина Хайдеггера появились направления «дазайн-анализа» Людвига Бинсвангера и Медарда Босса. Миллионными тиражами разошлись книги Виктора Франкла, психолога, заключённого концлагеря, помогавшего другим узникам понять смысл своей жизни и выжить.

Возросший интерес к познанию смысла жизни фиксируют и современные психологи. Однако, за этим не стоит существенных изменений. К кабинетам логотерапевтов и экзистенциальных терапевтов не выстраиваются очереди. При всём своём интересе к смыслу жизни люди предпочитают не видеть и не предпринимать никаких изменений. Является ли такой интерес неподлинным?

На психологических форумах также встречаются вопросы о смысле жизни и весьма ожесточённые дискуссии. Но вот что интересно: любые аргументированные и развёрнутые ответы люди попросту игнорируют. Они могут «лайкать» ответ, писать «спасибо», но последующая лавина бессмысленных слов и предложений ничего не меняют в дискуссии. Ответ забывают. Люди не хотят видеть не только ответов по существу, но и даже тропинку к ним. Почему же так происходит?

  • Это может быть опасно

Да, это действительно опасно. И страшно. К чему приведёт эта дорога? А если я осознаю смысл своей жизни, не будет ли каких-нибудь непредвиденных изменений? Не исчезнет ли мой, такой привычный мне, жизненный уклад? Вдруг будут лишения? Не придётся ли жертвовать чем-то ради этого?

  • Это трудозатратно

Нет никаких заранее известных путей к заранее поиску своего смысла. А это значит, придётся трудиться, трудиться и ещё раз трудиться. Трудиться долго, плодотворно, выделять на это время и деньги. Придётся что-то исключать из жизни, поскольку свои усилия надо будет выделять на поиск. И что самое главное, такие трудозатраты — не разовые.

  • Это долго

Человеческая психика инертна, а осознание смысла жизни требует изменений психики. Иногда это происходит быстро, в результате экстренных и стрессовых ситуаций, граничащих со смертью. Но это редко. Обычно это занимает не один год, этому предшествует анализ себя, самокопание, страдания, фрустрации. Зачастую такое желание пропадает уже через неделю — другую.

  • Это дорого

В поиске смысла жизни человеку нужен проводник. В мире религий — это религиозные учения, в более «мирском» смысле — духовные учителя, в фантастических романах — проводники. В модальности анализа — это аналитик, прошедший сам долгий и трудный путь. Современному же клиенту, развращённого потребительским миром вокруг, важно другое. Чтобы этот поиск был быстрым и дёшевым. Таким образом, вокруг и процветают астрологи, хироманты, шарлатаны различных мастей. Люди более старшего поколения до сих пор помнят «заряженную» воду Алана Чумака и телеведущего Анатолия Кашпировского.

Современный мир давно изменился. Крупные корпорации уже осознали тягу человека к духовности и заменили её впечатлениями. Повсюду идёт торговля эмоциями и абстрактными товарами. Продать товар можно лишь окружив её историей, брендом. Люди покупают товары со скидками, хотя они могут быть дороже, чем их аналоги, только за красный ценник. Наступает эпоха компьютерных технологий и виртуальной реальности. И нет, это не только внутриигровые покупки. Например, Gucci выпустил виртуальные кроссовки. Их можно купить в приложении, чтобы потом сидеть и представлять, что у вас реально есть обувь.

Таким образом, поиск смысла жизни интересен в контексте литературных романов с неожиданной концовкой, но не как реальное намерение. Люди будоражат себя мыслями о поиске смысла жизни, не желая жертвовать ничем взамен. Боюсь, настоящий поиск и обретение своего смысла останется уделом лишь единиц.